ДНЕВНИК ПОХОДА ПО СЕВЕРНОЙ КАРЕЛИИ (моя версия)
ТОПОЗЕРО – Р. ПОНЬГОМА.
27.07.03 – 10.08.03

Состав участников:
· Адмирал: Леша (таймень-3);
· Матрос адмиральской байдарки: Саня;
· Бухгалтер, командир байдарки (таймень-3): Колян;
· Матрос этой байдарки: Юрик (Юра Юрыч);
· Командир третьей байдарки (Салют): Юрик (просто Юрик);
· Матрос Салюта: Вован.

25.07.03
Сели в поезд. В 1.17 было отправление, но поезд немного запоздал. Сели, произвели компактизацию вещей, получилось, вроде, ничего, кроме того, что два здоровенных рюкзака получили постоянную прописку на полу, под столом, и еще на третьей, багажной, полке упаковки от байдарки расположились таким образом, что стало совершенно не видно вагонных ламп. Выпили две бутылки вина за отправление. Песен горланить, почему-то, не стали. Легли спать.

26.07.03.
Проснулись поздно, около 10 или даже позже. Сели посмотреть карту маршрута и обнаружили, что карта Топозера у нас таинственным образом исчезла. Вернее, она даже и не появилась на свет... Дело было в том, что Вован, которому мы поручили распечатать на цветном лазернике карты, распечатал только карты в большом масштабе, а в большом масштабе у нас была только речка Поньгома. А я подготовил ему для распечатки еще и маленькую карту, где был весь маршрут, как Топозеро, так и Поньгома. Ну, типа, недопоняли друг друга... Итого у нас имелась только карта самой Поньгомы, аж в трех экземплярах. До обеда срисовывали карту Топозера, взяв атлас Карелии у менее рассеянных туристов. Они рассказали нам байку о том, как сами однажды забыли в Москве один из баллонов для катамарана.
Кстати, такого количества «бродячего народа» я еще не видел. Наш 13-й вагон туристами был забит почти на 100%. И он был не единственным вагоном с туристами. В районе обеда была длинная остановка, купили там пива. Потом я сел «расписывать пульку», выясняя кто кому и сколько должен. Потом был Петрозаводск. Поскольку Вовка, единственный из нас рыбак, забыл взять в поход и удочку, и леску, и крючки, – в общем, не взял ничего, они с Саней пошли поискать рыболовные принадлежности в местных магазинах. Ничего не нашли. Зато купили пиво.
Потом была длинная остановка в Медвежьегорске. Тоже искали рыбопринадлежности. Тоже купили пиво.

27.07.03.
Приехали в Лоухи. Нас встретил водитель Юрий Михайлович, с которым мы договорились еще в Москве. За 2000 рэ он нас согласился добросить до Софпорога. Два раза мы останавливались отдохнуть. Первый раз остановились около памятника советских воинов, остановивших наступление фашистких войск на Мурманск. Там стояла пушка, которая должна символизировать 1941 год, но Вован сказал, что ее стали выпускать только в 1942 г. Когда уже мы прощались с Юрием Михайловичем, он сказал фразу, которая застряла у меня в памяти: «Вы приезжайте к нам почаще, мы вас готовы на руках из поезда выносить». Мне стало даже как-то неловко за то, что я – москвич... Еще мы попросили Юрия Михайловича продать нам что-нибудь из рыболовных принадлежностей. Он, поудивлявшись на странных туристов, которые в Карелию не взяли ничего из того, чем бы можно было ловить рыбу, дал нам безвозмездно блесну-мормышку и леску.
Карелия встретила нас теплой ласковой погодой. Ветра почти не было. В этот день нам очень хотелось пить. Мы пили пиво, фанту, чай, потом когда все закончилось, пили воду из озера. Вода была вкусной и никаких неприятных эмоций.
Мы доблестно взялись за весла и шли три часа. Поскольку мы вышли в 15.30 около семи уже стали икать место для ночевки. Нашли довольно приличное место на пляже, рядом был лесок с черникой.
Выпили спирту, допили пиво. Исключительно «не пьянки ради, а пользы для». Я настроил гитару, но играть не стал, пошел спать.

28.07.03.
Утро началось весело, с побудки всей команды около 7.00. Одному из членов команды стало плохо с сердцем. Целый час его приводили в чувство, потом решили, что это дистония (что-то связанное с давлением). В связи с этим решили сделать дневку.
Вечером мы плавали по окрестностям, ради собственного удовольствия. Сплавали на один из близлежащих островов, пофотографировали.

29.07.03
Вышли поздно, около часу. Прошли часа полтора-два и встали на остановку – пообедать, и для того, чтобы переждать приближающуюся грозу. Гроза была довольно сильной, одна молния шарахнула рядом с нами.
По поводу озера: заблудиться здесь можно запросто, мы много времени проводили за тем, что выясняли, где же мы находимся.
К вечеру встретили двоих туристов из Вологды. Договорились с ними о том, что пометим на Топозере место для волока палками и запиской. Встали на стоянку в первом часу ночи. Поужинали в три, легли спать в четыре.

30.07.03
Вышли очень поздно, в 15.30. Через час увидели грозовую тучу и два часа сидели на берегу, боялись. Ну и спали, конечно. Потом встретили опять двоих туристов из Костромы (или Вологды). Они тоже боялись грозы. На ночевку встали на маленьком островке около о. Кукат.

31.07.03.
Вышли опять поздно: в 15.00. Перед этим искупались, вода становится все теплее. Жара стоит неимоверная. Я даже думаю, что на югах не такое термоядерное солнце. Пошли вдоль острова Кукат. После трех часов плытья вдоль южного берега этого острова начали сомневаться, что это остров. После еще часу поняли, что Кукат мы каким-то невероятным образом проскочили, и что мы идем северо-восточным берегом. Шутили: «Кукатский треугольник», «Все, что не Топозеро – то остров Кукат» и т.д.
Часам к семи-восьми вечера определились, где мы находимся. Ветер играл байдарками, так что на пять гребков приходилось разворачивать лодку влево – иначе сносит вправо просто невероятным образом. Я даже пожалел об отсутствии на наших байдарках рулей.
Вообще Топозеро мне показалось каким-то тихим, безмолвным, ненаселенным живностью. Чаек и то мало. А раз чаек мало – значит и рыбы мало. Стоянок хороших на Топозере практически нет, и у нас создалось впечатление, что на всех более-менее пригодных мы как раз стояли. Типичных для Карелии стоянок в сосновом лесу с невысоким мхом мы не видели вовсе.
Однако к вечеру, когда мы уже прошли на юго-восток озера, в горловину, отделяющую Топозеро от малой его части, где находится тропа на волок к Поньгоме, стали появляться места для стоянок целыми пачками. Мы обосновались на одном из них, на пляжу, как и на всех предыдущих стоянках. Чаек здесь уже значительно больше. Кстати, чайки здесь просто заливаются гомерическим хохотом, уссываясь над несчастными туристами. Спать легли в 2.00.
Долго обсуждали, чьи же следы мы видели на песке. Леша пугал нас медведями, но мы все распознали лося.

01.08.03
Сегодня была дневка. Жара стоит просто невыносимая при почти полном отсутствии ветра. Вован и Юрик чинят свою прохудившуюся байду, я тоже пытаюсь что-то делать (типа стирать грязное белье, делать прокладку под шпангоутами и т.д.), остальные просто дрыхнут. После часов трех или четырех я присоединяюсь к ним. Нас, прикорнувших в тени деревьев, будят раскаты грома. Мы все вскакиваем, но гроза, к счастью, прошла севернее. Целый день купаемся, охлаждая сгоревшие части тела. Помогает, но не более чем на час. Вечером впервые расчехляю гитару, спел с десяток песен. Народ попался непоющий, только Юра Юрыч подпевает, впрочем, также все больше про себя.

02.08.03.
Сегодня решили встать и выйти пораньше. Юра Юрыч, не спавший всю ночь, к семи уже приготовил завтрак.
Однако вышли только в десять минут двенадцатого. Пошли в самый дальний конец Топозера, где рядом с островом Пятешари нарисован переход с Топозера на озеро Левицкое. Через два часа мы были на месте. Однако нас всю дорогу чрезвычайно смущало то, что проход находится на востоке, а мы почти всю дорогу шли на запад. Но вот мы обогнули длиннющий мыс – то ли полуостров, то ли остров, ставший полуостровом из-за обмеления Топозера, и пришли в то самое место, где по карте нарисован волок. Волок должен был быть вдоль речки, текущей на восток. А там мы нашли только пересохшие ручьи, текущие с юга. И никаких признаков волока!
Спустя два часа мы собрались обсудить полученные в результате разведки данные. Данные получались совершенно неутешительными. Либо мы промахнулись, и находимся не около острова Пятишари, либо вообще мы находимся не в юго-западном конце Топозера. Мы тупили еще часа два, похавали. Потом сели на байдарки и решили возвращаться назад: может, мы пропустили нужную протоку.
Еще очень смущали два обстоятельства:
1. в лоции 2002 г. было написано, что волок идет вдоль речушки, заканчивающейся плотиной, с правой стороны от которой находится «почти голая гора», слева карьер, из которого добывали камень для запруды речки; еще где-то должны были быть болота.
2. с того места, где мы стояли, были видны невероятные просторы озера, а по карте не должно быть ничего подобного.
То есть смятение в наших головах было полное.
Мы с Юрой Юрычем стали шутить по поводу того, что мы потерялись, никогда не найдем отсюда выхода и что через пару лет среди туристов возникнет легенда о туристах-призраках, которые ходят на битых-перебитых, латаных-перелатаных байдах, все грязные, бородатые и оборванные и произносят единственную фразу: «Поньгома». На попытки контакта не отвечают, убегая.
Мы обошли длиннющий полуостров вторично, расположившись на перешейке, соединяющем его с материком. Командор и Саня в последний раз ушли в разведку. Их не было несколько часов. Вернулись они уставшие, но довольные. Они около избушки, которую мы с Вованом обнаружили еще днем, нашли человека – местного. По словам адмирала, у него на поясе висел «ВОТ ТАКОЙ» ножичек, а, увидев их, в траву рядом с собой он якобы положил берданку. Типа боялся рыбнадзора, лесников, али еще кого. То есть саму берданку они не видели, но предположили, что это была именно берданка. Этот дядя поначалу был немного встревожен, встретив двух бородатых мужиков, но хвататься за свой мачете, висящий на поясе, не стал. А когда узнал, что они туристы, даже обрадовался. «Ах, туристы!», – произнес он, расплываясь в улыбке. Он объяснил заблудившимся, что это действительно Пятишари (вернее он произнес название «Пятипалый», но это командиров тогда не смутило), но озером Левицким здесь и не пахло никогда, перехода на Поньгому нет уже много-много лет, а есть он значительно выше по озеру. «Идите, – говорил он, – по правому берегу, и обязательно на эту протоку наткнетесь». Также он говорил про карьер и что неподалеку от этого места живут на острове двое мужиков. У них можно будет переспросить, если опять заблудимся.
Мы пошли обратно. Когда мы дошли почти до того места, откуда вышли утром, но так и не обнаружили речушки, нас стала охватывать истерика. Еще немного, и все мы в полном составе окажемся в «Кащенко», – думали мы.
Нашли еще троих местных жителей, которые сказали, что нам надо подняться по берегу еще выше, но точного места они не знают. Мы пошли дальше и обнаружили практически за нашей стоянкой довольно большой залив со множеством островов, который на карте даже толком не отмечен.
Отчаянная попытка в 11 часов вечера найти протоку не увенчалась успехом. Избушку на острове мы нашли, но людей там не было. Мы вернулись обратно, на соседний с местом нашей предыдущей стоянки мыс, и в 2 часа легли спать.

03.08.03.
Завтрак был приготовлен к двенадцати часам. Почесываясь, позевывая и пересмеиваясь, мы позавтракали и стали думать, что же делать дальше. Через мыс от нас стояли рыбаки, приехавшие сюда на машине – «батоне», и у нас возникла идея попросить их добросить нас прямо на пороги, так как у нас возникло чувство, что сами мы протоку и волок на Поньгому не найдем. Засланцы вернулись ни с чем – рыбаки отсутствовали. Мы долго собирались и еще раз отправили гонцов. И опять мимо. Вышли мы со стоянки полшестого (и не надо смеяться!). Отправились исследовать правый берег близ лежащего залива. На карте он был не очень большой, километра два-три, с парочкой островов. А на деле... За одним заливом открывался другой, островов было столько же, сколько тараканов на «запущенной» кухне.
В довершение наших неприятностей нас настигла гроза. Пережидая ее, мы перекусили уже начавшей протухать колбасой и сухарями непонятной консистенции, запили это дело водой с отчетливым привкусом тушенки.
С того самого берега, где мы пережидали грозу, мы увидели вдалеке нечто, напоминающее палатку. Мы рванули туда в надежде разжиться информацией и действительно обнаружили там группу туристов, на четырех байдарках. Они сказали, что точно не знают, где находится волок, но все туристы, которых они видели, уходили налево от места их стоянки.
Поскольку залив обещал оказаться краем озера, мы радостно махнули туда. Обследовали три мини-заливчика, но не нашли ни протоки, ни карьера. В 12 часов встали на стоянку на мысу с видом на ЕЩЕ ОДИН ЗАЛИВ.

04.08.03.
Встали и позавтракали мы традиционно поздно. Поскольку нам было известно, что волок на озеро Левицкое находится где-то здесь, мы решили пока лагерь не снимать и разведать, что да как, на пустых байдарках.
Снова встретили того мужика, из туристской кампании. Он рассказал нам еще раз, что волок где-то здесь. А адмирал даже сверился с картой...
Оказалось, что мы сейчас находимся не в северной части юго-восточного конца Топозера, а южной, и карта вовсе не искажена. Уже вечером мы догадались, как обстояли дела. В субботу мы каким-то невероятным образом выплыли обратно в большое Топозеро (это логично, ведь мы шли на запад). Остается только до сих пор непонятным, как же мы так умудрились сделать.
На второй день поисков мы приплыли, как нам и советовал мужик с берданкой, в юго-восточный конец Топозера. Стандартный волок мы так и не нашли, однако обнаружили чисто пеший волок. Километра два, через горушку на озеро Левицкое. Мы ходили там, исследовали множество пересекающихся автомобильных дорожек и, в конце концов, (кажется...) определились с озером Левицким. Дело усугублялось еще и тем, однако, что времени на поход у нас оставалось совсем немного, всего три дня, не включая этот, ибо он весь был израсходован на поиски. Но мы все же решились на волок, предполагая за три дня дойти до трассы Е105 и уехать оттуда в Кемь.

05.08.03.
Запланировали мы встать всей командой в восемь часов, с тем, чтобы выйти в 10. я проснулся ровно в 8, благо этому способствовали два обстоятельства: мои «внутренние часы» и истошные вопли чаек, носившихся, кажется, прямо над нашими палатками. Я выполз из палатки и обалдел от красоты открывшегося мне вида: туман застилал все берега, так что видимость была метров 100 от силы. Я полез за фотоаппаратом и полчаса провел за фотоэтюдами. Потом попинал немного товарищей по палатке, чтобы они вставали, и стал разжигать костер. Пошел мелкий дождик и за 15 минут туман рассеялся совершенно. Мы поели, собрались необычайно быстро (к 11 часам) и отправились делать волок. Метров 300 по лесу, по старым следам автомобиля, затем около километра по проселочной дороге через гору. С горы вниз, к Левицкому, есть несколько натоптанных и наезженных троп. К четырем часам мы закончили волок и перекусили. Надо сказать, что нам сильно помогла разборная тележка, с помощью которой мы за два раза перевезли вещи. Байды мы несли на своих плечах.
Вышли мы в озеро Левицкое около 5.30, опасаясь, что мы опять попали в какую-то неизведанную часть Топозера. Сверялись с картой при каждом повороте. Однако судьба смилостивилась над нами – это и правда было озеро Левицкое.
Прошли мы его быстро, и под быстро темнеющим небом прошли почти все озеро Поньгома. К вечеру начал накрапывать дождь. В 10 часов мы обнаружили замечательную классическую карельскую стоянку рядом с истоком Поньгомы, на самом мысу – с баней, пляжем, столом и камином. Я рыдал во весь голос: ТАКАЯ стоянка – и всего на одну ночь...

06.08.03.
Небо стало совершенно хмурым, мелкий дождь моросил всю ночь, и наша немного промокшая за вчерашний день одежда превратилась в совершенно сырую. Сушка у костра была невозможна: нам надо было пораньше отплывать.
Позавтракали как обычно поздно. Запечатлев на прощание стоянку и по обыкновению потормозив немного, мы в 16.30 вышли в серую промозглость озера Поньгома. Стоянка наша оказалась на втором мысе от истока, и вскоре мы вплывали в длинный, как двенадцатиперстная кишка, залив, обещавший превратиться в долгожданную реку Поньгому... Поиски неожиданным образом затянулись из-за того, что адмирал пошел исследовать залив перед Поньгомой, с нашей точки зрения совершенно глухой, и проторчал там минут двадцать. Однако, вот и пороги...
Первый, так называемая «Плотина», мы просматривали и потом прошли. Кто-то скажет, мол, зачем просматривать этакую ерунду, но... адмирал не ходил 12 лет, его матрос не ходил в пороги вовсе, Юра Юрыч – тоже, я и Вован – 5 лет... Опыта у нас было не очень много. Порог №1 мы прошли нормально. А вот №2... там есть забавный камушек, описанный во всех лоциях... Так вот мы все его «поцеловали»... А адмирал прошел его наиболее неудачно: лодка стала крениться, и матросу пришлось выпрыгнуть.
Мы в легкой офигелости смотрели, как он шагает вдоль берега, отказываясь садиться метров двести, потом наорал на адмирала, мол «что ты до сих пор не подгреб ко мне». Следующее препятствие – мост и камень под ним. Мы его смотрели около часа, потом кривенько-кривенько прошли. Салют прошел лучше всего, чирканув одним бортом. Нас прижало боком к этому камню, адмирал решил делать проводку.
На следующем пороге произошло совершенно для меня неожиданное: матрос адмирала и он сам объявили этот порог для нас непроходимым и отказались идти дальше... Юрик встал на их сторону, Юра Юрыч сомневался. Я и Вован стояли на продолжении маршрута. Раскол команды замаячил на нашем горизонте. Пришлось уступить... Мы встали на дороге возле моста, а адмирал с Саней и Юриком решили идти к урочищу Трифона-Варака – искать машину. Я прошелся по этой дороге и обнаружил метрах в 100 от нашего вынужденного привала огромную лужу, где-то по пояс или чуть меньше. Таким образом, дело осложнялось тем, что к нам по этой дороге мог проехать только «Урал» или «ЗиЛ»...
Вышли они в ночь, в 22.45. Мы, оставшиеся, решили на всякий случай дежурить у костра, сменяясь раз в два часа. Настроение препоганейшее, но мы попели песен под гитару, поели, и на душе стало чуть полегче.
Такого расклада я боялся... Слово «фиаско», висевшее у меня на языке уже 4 дня, сорвалось и начало существовать уже независимо от нашей воли...

07.08.03.
На вахту меня подняли в 8 часов, я сидел у костра и сушил вещи. В 10 я народ будить не стал, досидел до 12-ти.
Поскольку, по нашим прикидкам, ушедшие на урочище за машиной должны были вернуться часам к семи, мы начали волноваться. Сходили по дороге, ведущей в направлении урочища, прошли километра 2. Заблудиться там было негде, ответвлений не было, однако мы всю дорогу орали, называя имена товарищей.
Три часа дня. Нервно едим сухари. Решили идти на поиски завтра утром, если они не вернутся.
Смотрели, как проходит порожек под мостом группа из 6 байдарок. На 1-й и последней шли женщина, ребенок и собака. Байды прошли порожек сходу, собака с последней байды прогавкала нам вслед что-то обидное. Мы от стыда закрыли лица руками и побрели обратно в лагерь.
Когда в очередной раз с места нашей стоянки раздался скрежет весла о камень, и я пошел посмотреть, парень с первой байды, представившийся Сашей, спросил: « А не ваши ли ребята – Юра, Саша и Леша?» я ответил утвердительно, «Они просили передать, чтобы вы собирали байдарки, они намерены сегодня привести машину», – сказал он. И добавил – «Они были усталые, но целеустремленные».
Усталые, но целеустремленные вернулись около половины восьмого. «С машиной все зашибись», – сказали они. «Мы выяснили все, что нам надо. Завтра уж точно без машины не вернемся. Сегодня просто не повезло». Якобы они не привезли машину только потому, что у них с собой было только 200 реблей денег, и они опасались, что их никто без денег не повезет. Вован, не выдержав такого издевательства над здравым смыслом, стал высказываться по поводу того, как замечательно много они выяснили за сутки. В ответ была произнесена такая фраза, за которую, вообще-то, в приличном обществе бьют морду. Честное слово, я думал, что они подерутся. Однако все обошлось.

08.08.03.
Проснулись без чего-то пять. В этот раз Юра Юрыч решил пойти с адмиралом и матросом. Нам с Вованом стало немного поспокойнее, поскольку Юра Юрыч – человек исключительно здравого смысла и того, что произошло вчера, не должно было повторится. Дождь лил всю ночь, и моя старенькая палатка протекла и в крыше, и по полу. На полу вообще образовалась лужа, прямо под Вованом. Он кашлял и жаловался на здоровье. Я тоже чувствовал себя «так себе».
С грехом пополам запалили костер. Вся бумага отсырела и не горела, хорошо, что у нас был вайт-спирит. Пошли на болото за сушняком. За день мы сожгли около 10 лесин. Мокли и сушились, сушились и мокли. Ругались на адмирала с матросом. Если бы не их мокрые штаны, мы бы уже были на трассе Е105 и, полагаю, без проблем поймали бы машину. Не говоря уже о том, что прошлись по 20 дополнительным порожкам.
Я чувствовал, что на сей раз ребята должны были достать машину. Когда дождь немного стихал, мы принимались за сборы – довязывали байды, собирали рюкзаки.
Пытались дремать на неубранном Юрием Юрычем пенке и спальнике, которые были на половину мокрыми, положив голову на рюкзак. Ели весь день сухари и запивали их чаем. И ели, и пили, кстати, очень мало. То ли нервы, то ли ожидание... ожидание того, что вот-вот неподалеку проревет мотор, и мы наконец-то уедем отсюда...
Так прошел весь день. Под вечер дождь прекратился, и на западе появилась полоска чистого неба. Часам к 11 мы ждать машину можно сказать, перестали. Юрика отправили спать, сами решили подежурить, и чтобы он сменил нас в четыре часа утра, поскольку спать было не на чем – все было в той или иной степени сырым.
Второй день подряд заканчивался довольно паршиво – тоскливым и муторным ожиданием.

09.08.03.
Ночное бдение у костра вышло запоминающимся. Часов до двух трепались о том – о сем, потом начали клевать носами, просыпаясь от того, что лицо начинало чувствовать жар... Опасаясь упасть мордой в костер, я начал ходить туда-сюда, ожидая своей очереди поспать. Время тянулось безумно медленно...
И вдруг, когда я уже собрался идти спать, мы услышали шум мотора!
Дорога, на которой мы стояли, от моста до грунтовки заслуживал отдельного описания. Шесть залитых водой от «до колена» до «по пояс» участков, огромные камни, деревья... Мы думали, что может пройти здесь только «Урал» или «ЗиЛ». Приехал «батон»! Шестой участок воды он проехать отказался, но мы были и так рады. Мастерство водителя я оцениваю как высшее: по ТАКОЙ дороге ТАК классно проехать!
Когда выехали на грунтовку, Юра Юрыч зааплодировал, мне тоже захотелось закричать «ура». Оба водителя довольно улыбнулись.
До Кеми мы дремали. Взяли билеты, и через два часа, загрузившись в поезд, завалились спать.

Конец.


ДНЕВНИК ПОХОДА ПО СЕВЕРНОЙ КАРЕЛИИ ТОПОЗЕРО – Р. ПОНЬГОМА 27.07.03 – 10.08.03 (версия Юры Юрыча)

27.07.03.
Отправная точка маршрута, деревня Софпорог. Направление маршрута – юго-западный берег Топозера. Стоянку сделали на берегу не доходя 2 км до отм. 126. Берег песчаный. Рядом болото. Дно у берега песчаное у самого берега немного илистое. Погода в этот день солнечная, но с сильным встречным ветром.

28.07.03.
Дневка. Одному из членов команды около семи утра не поздоровилось, и было принято решение сделать дневку, а потом в зависимости от самочувствия либо продолжить поход, либо сниматься с маршрута. Причина недомогания: переутомление, солнечный удар и все в этом духе. Во время стоянки сплавали на соседний остров. Коля фотографировал, мы отдыхали.

29.07.03.
Дошли до о.Ягодный и сделали стоянку у мыса напротив самого острова. Около 17.00 с юго-востока пришла гроза. Переждали на берегу. Немного промокли, но в целом ничего страшного. Разве, что метрах в трехстах от нас ударила молния, а гром показался началом конца света. А так ничего. Когда встали разожгли два костра, один для сушки, другой для еды. Более менее посушились. Легли спать.

30.07.03.
Вышли в направлении о. Кукат. Ветра практически нет. Около 17.00 опять услышали грозу. Решили на всякий случай пристать к берегу. Но наши опасения оказались напрасными и гроза прошла мимо. Далее двигались в том же направлении. Стоянку сделали на маленьком острове не дойдя о. Кукат метров 300-500. На самом деле (как потом выяснилось) мы слишком сместились на север и Кукат оставили по правую руку, а сами встали возле северо-восточного берега Топозера.

31.07.03.
Вышли к острову Кукат пошли вдоль правого его берега. После двух часов пути сделали маленькую остановку. Перекусили, искупались и двинулись дальше.
Уже через некоторое время практически всем стало ясно, что мы движемся не вдоль о. Кукат, а вдоль северо-восточного берега Топозера. Наших планов данное обстоятельство никоим образом не расстраивало и мы продолжали идти в данном направлении (бешенной собаке как известно...).
Прошли о-ва Вийташари, Хаметеншари, Шалькашари, Рашари, Нумушари. Стоянку сделали в месте, где берега Топозера сужаются (около 800 метров). Сначала обследовали юго-западный берег, не понравился. Слишком влажная почва и само место какое-то унылое. К тому же мы хотели сделать дневку. Поплыли на противоположный берег. Там уже стояла группа. Мы расположились метров в пятистах от них.
Стоянка: хорошо проветриваемое место, почва камень, песок, трава. Дно у берега камни и песок. Много следов (предположительно лосиных).
01.08.03.
Дневка.
Каждый занимался своим делом.
Наши соседи снялись и уплыли.
Жарко, ветер. К вечеру ветер стих. Комаров нет. Любуемся закатом и пьем спирт.

02.08.03.
Ильин день. Лоси и олени помочились куда только можно и теперь купаться нельзя. Несмотря на то, что завтрак был готов в 7.20 утра вышли только в 11.15. Направление взяли на остров Пятешари. Конечной точко маршрута был волок на озеро Левицкое. По имевшемуся у нас описанию волок это старая протока в виде канавы по правую сторону которой карьер и гора из которой добывали камень для плотины. Длина волока приблизительно 1000 метров.
Подошли к острову, точнее уже полуострову, т.к. один из его берегов соединился с берегом отмелью, как мы думали Пятешари. Обошли его и прошли в залив. Пристали к берегу. Местность сильно заболочена, ноги увязают в ил. Часа два исследовали все вокруг, но никаких следов волока не нашли. Перекусили и вышли в обратном направлении. Обошли остров и остановились опять на отмели. Командир с Сашей пошли еще раз на разведку. В результате встретили местного рыбака ( а может охотника). Тот сказал что плывем мы совершенно не в ту сторону. Что плыть нам надо обратно откуда приплыли и все время вдоль берега. Там карьер мы и найдем.
Мы пошли обратно. По пути, практически напротив нашей стоянки увидели на берегу домики. Так называемая вахта. Подплыли поближе. Мужчины на берегу сказали, что карьер действительно там куда мы плывем, но где он точно они не знают.
Кстати тот остров в начале пути который мы огибали оказался полуостровом и вскоре выяснилось, что плыли мы в совершенно другую сторону, а точнее по юго-западному берегу Топозера в обратном направлении, т.е. в Софпорог. Но пока мы об этом не догадывались. Мы проплыли немного дальше, но т.к. было уже около одиннадцати вечера, то мы решили вернуться обратно, но не нашу стоянку, а на стоянку к Юле.
Палатки поставили на мысе, а ужинали в лесу. Там оказалось прекрасно оборудованное место для ужина. Лавки, кострище и прекрасный вид на озеро.

03.08.03.
Рано стартовать не получилось. Пока все проснулись. Позавтракали. Потом решили сходить к рыбакам, которые стояли рядом с нашей первой стоянкой. Возможно они подсказали бы нам где мы и куда нам плыть. Нашли машину, но ни лодки, ни самих рыбаков не нашли. Была мысль, чтобы они довезли нас сразу до Поньгомы, но она так и не осуществилась, т.к. рыбаки так и не появились.
Вышли в 17.30. Поплыли в юго-восточном направлении. Прошли мимо острова с двумя рыбацкими домиками (от стоянки примерно 1 км), подошли, но там никого не оказалось. Далее пошли южнее, через маленький пролив и вышли в залив. По правую руку увидели гору на которой практически не было деревьев. Подумали, что может здесь и есть волок, но никаких признаков карьера или протоки не обнаружили. Далее пошли в направлении восток – юго-восток. На берегу переждали грозу. Перекусили уже начавшей протухать колбасой с сухарями и пошли дальше вдоль берега. Слева увидели на полуострове стоянку туристов (на карте его нет и то, что вокруг нас тоже, как сказал Коля – мы уже идем по суше). Подошли. Они сказали, что волок ( они назвали его тропой) находится сразу налево за их стоянкой. Нам сказали, что мы в него упремся и мимо пройти не должны.
Мы поплыли туда, куда нам показали. Уперлись в берег и высадились. На берегу баня с натянутой черной пленкой, чуть повыше столик и стулья. Прямо болото. Метрах в трехстах прямо столб с проводами. Признаков протоки, карьера или голой горы нет. Следов пяти байдарок мы не обнаружили. Решили идти вдоль берега и искать дальше. В итоге вышли к берегу по которому мы шли и с которого свернули к туристам. Встали на мысе небольшого пролива. Через пролив перед нами открылись опять водные просторы, но мы уже не удивлялись. Поужинали и легли спать. Очень много комаров.

04.08.03.
Поднялись в 11.00. Решили на двух пустых байдарках пойти на разведку. Оставили в лагере Володю и Сашу.
Сначала вместе прошли в залив, но там ничего похожего. Тогда мы с Колей отправились обратно туда откуда мы вчера пришли. По дороге встретили вчерашних туристов. Объяснили свою проблему. Мужчина очень удивился. Он сказал, что байдарки не возвращались точно, что он здесь отдыхает не первый год и туристы всегда тут переходят в Левицкое. Про карьер и протоку он не слышал, а знает, что есть тропа или дорога. Про карту сказал, что на его карте то место где мы находимся есть и не представляет для него никакой загадки. Нам осталось поплыть обратно и искать волок. Высадились чуть не дойдя того места, где пристали вчера. Решили подняться на гору. Коля пошел по низу горы я по верху. Вскоре я увидел довольно большое пространство воды. У коли внизу нашлась слабая, но тропинка. Это уже кое-что. Я спустился к нему и мы пошли по тропе вместе. Потом вода стала виднеется и с того места где мы находились. Потом увидели дорогу, которая шла параллельно тропе, перешли на дорогу. Дорога хорошая, каменная. Пошли по дороге дальше (на восток), помечая стрелками путь назад. Через некоторое время подошли к перекрестку. Мы пошли направо в нашу сторону. Сначала шли в гору, потом довольно резкий спуск. Дорога уже не каменная, но довольно в хорошем состоянии. Наверняка по ней иногда проезжают машины. Вышли мы практически рядом со столбом, чуть подальше от него. Пошли назад к байдарке и встретили командира. Он тоже общался с туристами и выяснилось, что мы со своей стоянки переплыли на юго-западный берег и плыли в сторону озера Котиярви, возле которого и остановились. Что волок действительно здесь, осталось найти. Я остался рядом байдарками, а ребята пошли искать обратно. В итоге нашли. Оказалось волок представляет собой дорогу, проходящую через лес (приблизительно полтора километра)
Местонахождение волока: пролив в озеро Котиярви западный мыс, напротив этого мыса (по карте) отм.109. Если идти от отм.109 севернее, то дальше идет полуостров в виде пальца. После этого полуострова поворот на восток, залив, по северному берегу этого залива до «упора». Если стоять спиной к выходу из залива, то по левому берегу стоит столик и баня. Далее по левую сторону от болота пройти прямо (350-400 м) до дороги. По дороге вверх до перекрестка. На перекрестке прямо. Выходите на берег озера Левицкое. Сама дорога длиной около километра.

05.08.03.
Вышли в 11.00 в направлении волока. Разгрузились. Вещи решили перетаскивать в несколько этапов. Тропа на волок начинается по краю леса. До дороги приблизительно 350-400 м. волок – по дороге вверх до пересечения, затем сразу вниз к озеру. Направление северо-запад. Идти приблизительно километр. Возле берега можно поставить две байдарки. Дно песчаное, но ноги немного увязают.
Перекусили все той же колбасой и сухарями. Вокруг стрекозы и комары. Стрекозы усиленно поедают комаров и те время от времени пропадают, но потом с новой силой нападают на нас. Погрузились и пошли по озеру Левицкое.
Волок выводит в узкий залив. По нему двигались на запад, затем развернулись и пошли в восточном направлении, до порога Хямех вдоль южного берега озера.
Порог Хямех прошли проводкой. Глубина чуть выше колена, ширина метра три. Выходит в озеро Поньгома (даже не верится!).
Пройдя порог вышли в узкий залив и поплыли вдоль южного берега. Когда вышли в большое озеро перешли на северный берег. Стоянку сделали приблизительно посередине (если смотреть карту) между отметками 103 на мысе. Отличная стоянка. Пожалуй самая лучшая за весь поход. На пригорке под соснами. Плотная почва. Стол, лавки, каменное кострище. Немного поодаль баня. Народ сетует, что это все на одну ночь.
Километра полтора впереди виднеется мыс отм. 103 за которым начинается исток реки Поньгома.
Погода резко испортилась. Моросящий дождь, ветер. На озере сильная волна. Уже не как на Топозере, а мощная и статная волна.

06.08.03.
Погода как и вчера вечером неважная. Небо затянуло, с неба сыпет не то дождь, не то пыль. Ветер. Сильная волна.
Вышли около 16.30. Прошли залив с мысом (отм. 103) потом повернули на восток и вошли в исток реки Поньгома. Прошли четыре порога до старого моста ( описание порогов смотри на сайте ...).
Далее было принято решение ( командиром) сниматься с маршрута. Высадились на берег. Вещи перетащили на площадку вверх по дороге метров на 70. Группа во главе с командиром из трех человек пошла к урочищу Трифон-Варака. Судя по отчету, который у нас имелся, из этого урочища можно уехать.
Оставшиеся приготовили ужин, поставили палатку. Спать все вместе решили не ложиться, а выставлять дежурных. Так по очереди и спали.

07.08.03.
Если кратко, то занимались следующими делами: приготовили суп, чай, готовили дрова, сушились.
Днем не помню во сколько (около полудня) я услышал как брякнуло весло. Пошли с Володей посмотреть. Увидели лишь уходящею за поворот порога желтую спину. Переглянулись и пошли обратно. Потом услышали чьи-то голоса. Спустились вниз и увидели еще одну группу. Первая байдарка похожа на нашу (таймень-3) с собакой, ребенком и одним взрослым. На трех женщины с детьми. Замыкающая с мужчиной ребенком и собакой. Пороги прошли не просматривая и не останавливаясь. Следует отметить, что три байдарки были с надуваемыми бортами, но тем не менее. Вскоре, около 17.00 услышали опять голоса. Спустились. Две байдарки, ребята с женами и детьми. Саша сказал, что они видели нашу группу, и командир просил передать, чтобы мы упаковывались т.к. они вернуться обязательно с машиной. Как сказал Саша: «Лица уставшие, но целеустремленные. Видимо без машины они и вправду не вернутся». Нам стыдно.
Вернулись наверх и легли спать.
Группа разведки вернулась в полвосьмого вечера, то есть искали около суток и ничего. Ничего кроме «ценной» информации, что машину достать можно, но завтра. Почему не смогли поехать сегодня – неизвестно. Отсутствие с собой денег ничего не объясняет.

08.08.03
Наутро мы с командиром и с Сашей пошли ценную информацию материализовывать, до конца. Вышли в пять утра. Пришли в полвосьмого. Когда пришли на дорогу, то выяснилось, что мы промокли очень и очень. От этого мое самочувствие ухудшилось настолько (больше чисто в моральном плане), что начала мне грезится двусторонняя быстротекущая пневмония с по крайней мере летальным исходом. Но как только развели костер сии сомнения испарились вместе с водой из моего камуфляжа.
Машина (буханка, батон, уазик, воронок и et cetera) приехала около 10.00. Водитель сказал, что поедет обратно в Кривой порог в 15.00 и если мы хотим (!!!) он заберет нас с собой.
За все это время, что мы стояли не проехало ни одной машины.
Единственным занятием было поддержание работы костра и сбор дров. Слезы, сопли, искры и мокрая спина – все как полагается.
Наконец машина приехала. Ехать километров шестьдесят. Едем.
Приехали. Олег (водитель) показал нам машину с водителем которой возможно договориться и сказал, что подождет нас, и если не получится отвезет в другое место.
Не получилось. Поехали в фирму, которая выписывает автомобили на определенное время. По дороге встретили такую же «буханку». Олег спросил водителя не хочет ли он подзаработать. Тот вроде как согласился. После обсуждения маршрута и небольшого торга, закончившегося фразой: «Только без наебалова!?», и моего ответа, что конечно без нам сказали, что через минут десять дадут водителя, заправят машину и все будет хорошо. И мы даже стали в это немного верить (как оказалось пока напрасно).
Отъехали от поселка метров пятьсот – машина глохнет. После нескольких минут попыток поехать дальше кое-как вернулись назад. Как выяснилось накрылся бензонасос. Пришел Олег и они с Витей поменяли его на новый. Поехали. Ехать сначала нужно по шоссе, потом дорога сворачивает к урочищу Трифон-Варака и уже потом поворот на дорогу, которая ведет к нашему лагерю. После поворота к урочищу проехали около двадцати километров и, не поверите, машина заглохла. И не просто заглохла, а встала окончательно и бесповоротно (т.к. запчастей у нас нет и автосервиса тоже). Посмеялись. Попробовали починить. Все. Трамблер приказал долго жить. Машина на Топозеро пойдет только в понедельник, а какая другая неизвестно когда. Девять часов вечера.
Но чудо в виде Жигулей второй модели все же свершилось. Парнишка отвез нашего водителя обратно в Кривой порог. Они взяли с собой Толю, запчасти и приехали обратно около половины первого. Машину починили, потолкали раз пять туда обратно и (не поверите) поехали.
Около часу грузились. Долго, потому что вещи пришлось метров триста носить к машине. Подъехать к самому лагерю не получилось из-за опасности застрять (меня при одной мысли уже в дрожь бросило). Обратно машина прыгала меньше, но легче от этого не стало, глаза в некоторые моменты я закрывал и открывал их с опаской.
Надо отдать должное нашим водителям. Мастерство вождения по труднопроходимой местности они показали отличное.
Когда вышли на нормальную дорогу, я крикнул: «Ура!», похлопал в ладоши и уснул.
Проснулся в Кеми.

09.08.03
Кемь! Кемь! Кемь! Как много в этом звуке для сердца моего слилось. Взяли билеты, пива, водки, колбасы, свинины, огурцов и сели в поезд.
Поезд попался тот же на котором мы ехали в Лоухи. По дороге в наш вагон встретили проводницу из нашего тринадцатого вагона, Екатерину Васильевну. Катя нас узнала и обрадовалась настолько, что в гости пригласила. Но мы когда распаковались и получили белье сразу легли спать. Катя пришла, а мы спим. Мы потом к ней подошли в Петрозаводске, поговорили.
А с нашей проводницей Наташей неприятная история приключилась – кто-то ночью украл, нет спер ершик из туалета. На просьбы вернуть никто не отозвался.
Наташа – это не мы.
10.08.03
В Москву приехали при солнечной погоде и даже раньше, чем по расписанию.
Конец.
Hosted by uCoz